ЭНКАУСТИКА И АВТОРСКИЕ КУКЛЫ ИРИНЫ СУПРУНОВОЙ

Главная | Регистрация | Вход
Вторник, 30.04.2024, 14:28
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 7 из 7
  • «
  • 1
  • 2
  • 5
  • 6
  • 7
Форум » Творчество пользователей форума » Мастер-классы,процессы творчества, вопросы-ответы-советы » Мастер-класс по созданию картины
Мастер-класс по созданию картины
JannaMДата: Пятница, 06.01.2012, 19:41 | Сообщение # 61
Талантливый
Группа: Друзья
Сообщений: 2114
Статус: Offline
ГРУНТ

В исследовательской литературе по технике энкаустики совершенно не освещен во-прос о значении грунта. Между тем вопрос этот имеет первостепенную важность, так как от качества грунта зависит долговечность энкаустической живописи.
Начнем с материала, на который наносится грунт. Любой твердый материал, исполь-зуемый для энкаустики, должен быть абсолютно сухим. Как проверить сухость цемента, шифера и других материалов, служащих для энкаустической живописи? Надо их обжечь газовой лампой или другим способом, и, если материал содержит влагу, она, испаряясь, даст пары. В наших атмосферных условиях такая проверка материала особенно необходи-ма при выполнении наружных росписей. Если грунт будет наноситься на влажный матери-ал, то водяные пары, которые неизбежно образуются при последующем обжигании грунта, станут заслоном между ним и поверхностью материала, и грунт, а вместе с ним и живо-пись, с течением времени разрушатся от сырости.
Итак, прежде всего, нужно просушить материал (возле огня или на солнце), затем по-крыть его тонким слоем чистого воска и прогладить утюгом. Вслед за тем воск счищается до основания.
После этого на материал наносится грунт, сваренный из воска, смолы и пигмента тем же способом, каким варят краску.
Грунты можно приготовлять разных цветов и разного качества: мягкие и более твер-дые. Грунт будет более или менее твердым в зависимости от преобладания в нем смолы или воска. Для мрамора, гранита, оникса употребляется более твердый грунт. Для цемента, шифера и подобных им материалов — более мягкий. Цемент и шифер прекрасно связыва-ются с воском. Впитывая воск, они тем самым получают защитную броню. Мрамор же, гранит, оникс могут впитать только незначительное количество воска, не дающее необхо-димой брони. Этой броней им служит твердый грунт.

Какой же грунт будет лучше держать красочный слой? И твердый и мягкий грунт одинаково крепко держат красочный слой при условии предварительного вжигания грунта в материал. Вжигание производится горячим утюгом, паяльной или газовой лампой, по-добно тому, как вжигается живопись. (См. главу о вжигании энкаустической живописи.) Грунт может иметь толщину от 1 до 3 см.
Для простого окрашивания энкаустическим способом больших плоскостей, например стен здания, грунт не нужен совсем, достаточно провощить стены и вжечь в них краску. Грунт необходим только для живописи, причем в работе над этюдами можно также огра-ничиться одним проващиванием твердого материала.
Итак, исполнение живописных энкаустических работ на твердых материалах требует следующих условий: 1) совершенно сухого материала; 2) предварительного покрытия ма-териала воском — вжигания воска и очистки воска после вжигания до основания; 3) грун-товки материала смесью воска, смолы и пигмента с последующим приглаживанием грунта горячим утюгом или прогреванием его другим способом; 4) вторичного наложения уже большей массы грунта, проглаживания ее горячим утюгом и нивелирования поверхности грунта (поверхность должна быть совершенно ровной).


Сообщение отредактировал JannaM - Пятница, 06.01.2012, 19:42
 
JannaMДата: Пятница, 06.01.2012, 19:43 | Сообщение # 62
Талантливый
Группа: Друзья
Сообщений: 2114
Статус: Offline
Рецептура грунтов

Мягкий грунт (для цемента и шифера)

Белила цинковые или другая краска 10 г
Воск 10 г
Канифоль 6 г

Твердый грунт (для мрамора и гранита)

Белила цинковые или другая краска 30 г
Воск 12 г
Канифоль 17 г

КИСТЬ И КАУТЕРИЙ

Перейдем к рассмотрению вопроса об употреблении в энкаустике кисти и каутерия. Кисть, по-видимому, издавна применялась как египетскими, так и греческими художника-ми-энкаустами. Рассматривая внимательно живописную поверхность фаюмских портретов, мы ясно увидим на ней следы длинных мазков, которые могли быть сделаны только кистью (см. Женский портрет из Фаюма). Кроме того, на поверхности живописи сохранились характерные бороздки; это также следы кисти. Если мы обратимся к текстам Плиния, то найдем в них следующее замечание, выраженное в утвердительной форме: «Восковые краски огнем делать жидкими и употреблять кисть» . И далее: «При растопленных огнем восковых красках пользуются кистью» .
Основываясь на этих данных, а также на том соображении, что значительные по раз-мерам и великолепные по живописи картины, созданные древними художниками-энкаустами, очевидно, не могли быть написаны без применения кисти, мы не будем воз-вращаться к продолжавшемуся долгое время опору о том, употреблялась ли кисть в антич-ной энкаустике, а будем считать этот факт доказанным. Необходимо добавить, что совре-менная энкаустическая техника не мыслится нами без кисти, как без самого совершенного орудия для наложения красок.
В гробнице Сен-Медар де Πре и при раскопках Помпей были найдены инструменты, напоминающие стеки скульптора. Они представляли собой изящные маленькие ложечки с длинными ручками, имеющими тупые концы, или же плоские лопаточки, также снабжен-ные длинными ручками. Бергер и другие исследователи видят в этих инструментах древний каутерий, которым работал художник-энкауст.
Было сделано много попыток объяснить античный способ работы каутерием, однако все они оказались безрезультатными, так как произведедения, выполненные целиком этим инструментом, до нас не дошли. По-видимому, живопись, обработанная каутерием, была пастозной, плотной и тяжелой, потому что каутерием нельзя положить тонкого мазка.
В Керчи при археологических раскопках 1900 года был найден саркофаг с росписью, изображающей художника с каутерием в руках (см. Часть росписи керченского саркофага). Художник сидит перед печкой, которая топится, по-видимому, как было распространено в те времена, чернильными орешками, не дающими копоти. Рядом — ящик со многими отделениями для красок — можно насчитать до 25 отделений. Последняя деталь для нас очень существенна: она подтверждает предположение, что древние художники-энкаусты имели богатый выбор красок. Иначе и не могло быть, так как нанесение, а в особенности смешение красок каутерием является очень сложным делом. В связи с этим возникает практический вопрос: нужен ли каутерий нам, современным энкаустам, а если нужен, то как им следует пользоваться? Произведенные опыты работы этим инструментом убеждают в том, что сам по себе каутерий непригоден для тонких живописных работ (им нельзя положить тонкого мазка); пользуясь исключительно каутерием, можно выполнять только декоративные росписи. Однако будучи применен как дополнительный инструмент в работе над картиной, каутерий усовершенствует работу кисти.
Картина должна быть проработана каутерием после того, как она написана кистью. Какой необходимостью вызывается применение каутерия, и какие оно дает результаты? Дело в том, что восковая краска, как бы она ни была сильно разогрета, быстро остывает. Такой краски, которая могла бы долго не застывать, в энкаустической рецептуре нет. По-этому краски, накладываемые кистью даже с большой быстротой, не удается как следует стушевывать и выравнивать сделанные кистью мазки. Каутерий можно определить, как тушевальную кисть для восковой краски. Им не только сглаживается, но уплотняется и об-рабатывается красочный слой. Поверхность картины после обработки ее каутерием стано-вится как бы кованой. Каждый живописный мазок на ней прочувствован художником. Каутерием надо так обрабатывать поверхность картины, чтобы живопись имела барельеф-ную форму. Конечно, рельеф должен быть очень тонким, едва заметным, но если художник сумеет его выполнить, живопись начинает звучать гораздо сильнее и, приобретая вы-пуклость, дает как бы иллюзию действительности. Вероятно, именно такого рода искусство имел в виду Флавий Филострат, говоря об изображенных художником цветах: «На них сидит даже пчела, и не известно, она ли картиной обманута, или же мы, в заблуждение введенные, считаем ее живою» .
 
JannaMДата: Пятница, 06.01.2012, 19:44 | Сообщение # 63
Талантливый
Группа: Друзья
Сообщений: 2114
Статус: Offline
В греческой скульптуре есть образцы тончайшего рельефа в 1,5—2 мм, который, не-смотря на то, что он так тонок, усиливает объемную трактовку формы. На фаюмских порт-ретах мы также видим рельефный мазок, положенный по форме, подчеркивающий скульп-турную лепку лица (см. Портрет юноши в золотом венке из Фаюма). Не вызывает сомне-ний, что картины греческих художников выполнялись тончайшим рельефом. Многие рим-ские авторы говорят об изумительном, животрепещущем, выпуклом изображении природы античными художниками-энкаустами.
Если мы обратимся к более близким нам живописцам, например к Рембрандту, Снай-дерсу и другим голландцам, то увидим, что и они, желая усилить впечатление от своих картин, делали передний план рельефным, а фон более гладким. Только они наносили рельеф кистью, в то время как греческие художники имели для этой цели специальный ин-струмент — каутерий.
Итак, техника каутерия — это специфическая техника, которая в соединении с техни-кой кисти может давать замечательные образцы живописи, где тонкое, чисто живописное письмо соединяется с рельефным, выпуклым изображением.
Работать раскаленным каутерием нельзя, так как очень горячий каутерий, соприкаса-ясь с живописной поверхностью, может не только деформировать красочный слой, но и повредить грунт. Каутерий надо нагревать от 60° до 100° и тщательно уминать им краску, подчеркивая мазками формы живописного изображения там, где это считает нужным ху-дожник.
В итоге всего сказанного следует, что энкаустические картины надо писать кистью, а после кисти обрабатывать их каутерием, для придания изображению рельефности. Совре-менная техника позволяет заменить древний каутерий электрическим паяльником, который очень удобен для энкаустической живописи. Электрический паяльник состоит из металлической трубки, на конце которой есть отверстие, куда можно вставлять палочки и лопаточки, практически заменяющие художнику каутерий.
 
соня-санДата: Пятница, 03.08.2012, 08:49 | Сообщение # 64
Сердце сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 6362
Статус: Offline
Здесь МК по упаковке,может пригодиться
http://subscribe.ru/group....2381759
 
Форум » Творчество пользователей форума » Мастер-классы,процессы творчества, вопросы-ответы-советы » Мастер-класс по созданию картины
  • Страница 7 из 7
  • «
  • 1
  • 2
  • 5
  • 6
  • 7
Поиск:


Cупрунова Ирина © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz